7/8/15

Астурия. Долина Кирос. часть I

Барсенас и Бермиего

Принсипадо дэ Астуриас - Княжество Астурия- называют ещё земным раем. Вся Астурия покрыта парками разного калибра. Самый знаменитый -Национальный парк Пикос дэ Эуропа, он же резерв биосферы. 5 натуральных парков, 9 частичных природных резервов, 10 защищенных природных мест. Многие из этих парков объявлены также резервами биосферы Побывав раз в Астурии, хочется остаться здесь навсегда.  Мы побывали в Натуральном парке Лас Убиньяс- Ля Меса (Las Ubiñas- La Mesa), примыкающем к натуральному парку Сомиедо (Somiedo). Это новый парк, созданный в 2006 году. Также этот парк является местом обитания бурого кантабрийского мишки (хорошо, что он нам не попался) и тетерева (плохо, что он нам не попался. В чистых водах рек водится нутрия и выхухоль, которая занесена в красную кнгу Испании. Лес в основном лиственный, буковый, но также много ореховых деревьев, каштана (съедобного) и лещины. Поселения в долине Кирос маленькие, самое большое село - 200 человек, а есть такие масюпусенькие - всего на 3-5 домов.
     Как всегда цель нашего путешествия  - соревнования по спортивному ориентированию, а заодно и мир посмотреть.

Один из самых красивых путей в Астурию - через перевал ПахАрес ( Puerto de Pajares), которое расположено на половине пути между Леоном и Овиедо. Поднимаясь на перевал со стороны Леона, даже не подозревааешь, какая красота ждет тебя, перевалив через хребет.
последние километры  провинции Леон

Сразу за этими домами начинается перевал

Бывший ресторан -гостиница

Меняется всё, даже погода. В  этот раз нам повезло, были в конце октября, везде лило как из ведра. Посмотрев прогноз погоды, и увидев, что обещали солнце,  мои подумали, что врёт метеоцентр, но.... мы были приятно удивлены погодой.

И сразу же начиаются 10 км спуска при уклоне 12-15 %. Возвращаться через перевал не рискнули, слишком уж круто в гору, а машина уже на пенсию просится, поэтому обратный путь сделали по платной трассе, через туннели.

Чтобы добраться до долины Кирос, надо было перевалить еще раз через гору. Добравшись почти до вершины, сделали привал, уж слишком красивый вид открывался. Я сразу же побежала фотографировать лес, горы и грибы!
кусочек карты от Пуэрто дэ Пахарес до консехо долины Кирос

Грибная россыпь

И вот мы уже в столице муниципалитета-долины Кирос, в БАрсана (Bárzana), с населением  1420 человек и несколькими улочками, по которым можно проехать на машине.

так сушат собачек после купания

В селе-столице полно старых домов, во многих уже никто не живет, как вот в этом. Полукруглая пристройка -это печь для хлеба.

Архитектура столицы долины Кирос.

В этой долине и в соседней, Тэвэрга, живут ворожки, которые ворожат не хуже наших! Об этом мне рассказали в музее этнографии, который расположен на окраине села.
        В этом же музее этнографии взяли в информационном бюро брошюрки, что посмотреть в этом консехо. Оказалось, что довольно много интересных вещей и после недолгих споров решили съездить в деревню Бермиего, которая находилась  в нескольких км от Барсаны.

4 км зигзагов в гору, на некоторых участках машина не тянет, слишком уж круто и вот мы  приехали. По совету жителей Барсаны оставляем машину прям перед знаком села.  В интернете говорится, что в селе проживает/прописано 90 человек. Мы увидели человек 5-6, не больше.  Понятие "улица" отсутствует. Если не знаешь села, то можно застрять между домами не хуже, чем в Толедо.

Опять  по совету местных жителей, бродим по селу, рассматривая местную архитектуру. Создаётся впечатление, что время здесь, если и не остановилось, то бег замедлило хорошо!

Бермиего знаменито своими Оррэос (hórreos) вот такие избушки астурианские на некуриных ножках. В основном служили и служат до сих пор как сараи для зерна и прочего урожая, но не редко там делалась и спальня.

Оррэос можно увидеть по всей Астурии и даже в приграничных поселениях соседней провинции Леон. Эти избушки стоят по 300-400 лет, в некоторых брошюрах пишут, что со средневековья, что веритя с трудом. Многие имеют рисунки-орнаменты, называемые линьо.

Эти оррэос-избушки в своем соединении не имеют ни одного железного гвоздя. Вся постройка держится на деревянных клинышках.

Здесь хорошо видны  деревянные клинья-гвозди, торчащие в балках крыши.
Чтобы мыши не нашкодничали в сарае, ступеньки не достают до порога и и между оррэо и "ногой" лежит большой круглый камень.

Нашли лещину и занялись сбором подножного корма. Пришлось пожертвовать моим новеньким чистеньким рюкзачком :()

Дальше идем смотреть столетний дуб, местную знаменитость.

От дуба спускаюсь к церкви 15 века, но она оказывается закрыта, поэтому опять :(

На горизонте виднеется еще один скит и возле него ещё одно знаменитое дерево. Иду к нему, в голову приходит мысль, что неплохо бы поселиться здесь, когда выйду на пенсию. Красотища кругом!

А это- достопримечательное дерево - тысячелетний тис, но как нам сказали в музее этнографии, на самом деле ему 500-800 лет, что впрочем то, тоже немало. Это единственное старое дерево в Астурии, да и в Европе их осталось не так-то и много.

Ягоды тиса ядовиты. Этим свойством пользовались астурские племена. Они, когда проигрывали бой, в плен не сдавались, а ели ягоды и умирали свободными.  Высота тиса 12 метров, окружность ствола -7 м, а кроны - почти 20м.

А вот этого лучше не делать - очень много клещей. Так что о том, чтобы на травке поваляться-забудьте!

А вот, наконец-то, и живая душа в селе появилась. И оррэо очень красивый, сразу видно, что используют не по назначению, а как дом. Здесь хорошо видна "планировка" улиц: одна слева, и две справа. Те, которые справа - узкие, машина там не пройдет!

На краю села стоит мельница. Я заглянула внутрь, жернова еще существуют, но всё уже поросшее мхом. А есть села, в которых еще мелют муку по-старинке, на таких вот мельницах.

Последний взгляд на село и его окружности.

Возвращаемся домой, не ещё надо успеть  до закрытия в этнографический музей.