13/8/15

Дом-музей Лопе дэ Вега


Лопе дэ Вега

 "Моя коробочка, моё спокойствие, мой огородик, моя студия" - так описывает свой дом  Феликс Лопе дэ Вега  в письме к одному из своих друзей.  Посетить этот дом-свидетель жизни Лопе дэ Вега значит окунутся в историю, проделать путь не только литературный, но и эмоциональный, это - совершить путешествие  во времени в Мадрид другой эпохи через Литературу, Искусство и Историю.

     " Чудо природы", "Феникс острословия" -является одним из самых ярких писателей Испании Золотого Века.  Он прожил достаточно бурную жизнь, которая в большинстве случаев  была далека от общепринятых норм и морали того времени. Но его плодотворное творчество принесло ему громадный успех в своё время и в последующие столетия.

     Обучался в Компании Иисуса и в Университете Алькалы. В 1587 году из-за любовного разочарания, написал несколько обидных поэм  о Елене Осорио, которые стоили ему 8 лет в изгнании: Валенсия, Толедо и Альба дэ Тормес.  В  1610 году поселился в Мадриде окончательно и купил этот дом, в котором и прожил до конца своих дней.
     Кроме писателя он  имел другие профессии: военный, личный секретарь и друг  герцога дэ Сесса, и после смерти второй жены, стал священником.
     Много говорли и говорится до сих пор о его бурной сентиментальной жизни. Лопе дэ Вега был женат два раза, с Исабель дэ Урбина (Белиса в его поэмах) и с Хуаной дэ Гуардо, а также имел любовные отношения со многими женщинами.  история сохранила  имена нескольких женщин, но только с двумя он имел продолжительную связь . Это Микаэла Лухан ( Камила Люсинда в его опусах) , с ней он имел пятерых детей ( между ними Марсела и Лопе Феликс), и Марта дэ Неварес (Амарилис и Марсия Леонарда), с которой имел дочку Антония Клара.
    Он писал почти во всех жанрах того времени. Лирика, проза, но самая большая часть его работы - театральные пьесы.   Он объявлял, что написал 1500 и сохранил около 500, хотя только  314 пьес подтверждены как его.  В своих комедиях он был новатором того времени. Темы их очень разнообразны - это дела чести,  придуманные интриги (Собака на сене) или исторические темы, а также легенды Испании. Его поэмы и пьесы пользовались  спросом у разношерстной публики.
     Умер в Мадриде, 27 августа 1635, в возрасте 73 лет. Для того времени это было долгожтельством. Был похоронен в церкви Сан Себастиан, той, которая находится на улице Аточа.

Начало дома-музея.

      Здание датируетя 1578 годом, поэтому очевидно, что за четыреста с лишним лет оно претерпело много изменений. Но тем не менее, здание сохранило свою структуру и некоторые комнаты расположены там, где они и были при жизни Лопе Дэ Вега.  Но не все комнаты были задокументированы. Есть комнаты, о которых известно из работ и переписки поэта.  Поэтому для созания той обстановки, которая была присуща 17веку, пришлось поработать исследователям, перевернув кучу бумаг в хранилищах библиотек.
      Дом -музей писателя находится в здании, в котором Лопе дэ Вега прожил последних 25 лет своей жизни. В конце 19 века историки и хронисты, такие как Месонеро Романос, задокументировали историю здания. В 1929 году начинается история музея, в доме, в котором на протяжение трёх веков жили обыкновенные люди.
    Лопе дэ Вега завещал дом своей дочери Фелисиане,  от нее он перешел к последнему внуку Лопе - Луису Антонио  Усатеги, который в свою очередь в 1674году продал дом  актрисе  Мариане Ромеро.  В 18 и 19 веках дом не раз переходил от хозяина к хозяину и претерпел существенные изменения. Был перенесен вход в дом , гранитная стела (оригинал) с надписью на входе  была найдена между мусором, которым был засыпан колодец.
     Последняя владелица дома Антония Гарсия, вдова Кабрэхо, основала Фонд Гарсия Кабрэхо, чтобы создать музей и Испанская Королевская Академия взяло шефство над Фондом и занялось реставрацией дома. В 1935 году, совпадая с трехсотлетием со дня смерти Лопе дэ Вега  дом был объвлен Истрическим и Культурным Памятником и открыт для широкой публики.
    Инвентаризация имущества и завещание Лопе дэ Вега в 1627 году, наследие его дочери Антонии Клары  в 1664 году и исторические документы того времени были отправным пунктом для оборудования дома  личными предметами, мебелью и картинами. Все эти предметы были куплены, пожертвованы частными лицами или получены из хранилищ музеев и Национальной Библиотеки.

Комнаты


    Дом, расположенный на бывшей улице Франкос, сейчас Сервантеса, находится в центре района Мусас (Музы) или Летрас(Буквы, Письмо). Всего в нескольких метрах от дома начинается улица Леон, где находилось знаменитое "ментидеро дэ репресентантес" - место , где собирались обговаривать дела и сплетни (ментир -врать) драматурги, актеры и поэты.


    "D.O.M. PARVA PROPIA MAGNA/ MAGNA ALIENA PARVA"
     "D.O.M."- " Deo optimo maximo"- Богу лучшему величайшему
  Вторую надпись можно перевести как " свой дом это много, хотя он и маленький, большой дом является маленьким из-за того, что чужой"

   Итак, входим. Из  небольшой прихожей - лестница на второй этаж, в покои  и выход в сад, "огородик" как нежно называл его Лопе, оазис тишины в центре города. В саду высажены деревья, которые было принято сажать в то время, когда жил Лопе дэ Вега:гранатовые и апельсиновые деревья.



    Поднимаясь  по лестнице сразу же попадаем  молельню, где Лопе дэ Вега, после получения сана священника проводил ежедневную мису.  В ней находится алтарь 17 века с изображением Сан Исидро, покровителем Мадрида и предметы религиозного культа.

окошко слева - окошко спальни, которое находится  напротив часовне
   Студия, кабинет писателя- был свидетелем  лучших произведений Лопе дэ Вега. Не трудно представить его, сидящим на стуле, в компании посетителей, пишушим за столом кастильского образца 17 века,  окруженного мангалами и портьерами-гобеленами, чтобы пережить суровые зимы. И окруженного книгами, потому что эта комната - самая большая  во всем доме. Книги , находящиеся здесь - большое библиографическое наследие 17 века, переданы Национальной Библиотекой Мадрида. Картины этой комнаты переданы музеем Прадо и Монастырем Тринитариев. К сожалению, в доме  не хранится ни одной рукописи самого Лопе дэ Вега.


   Дочь Лопе дэ Вега от Микаэлы Лухан - Марсела. В молодости приняла обет монашества и стала монашкой-затворницей в монастыреТринитариас Дескальсас,  почти рядом с домом отца. Прожила долгую жизнь, умерла в возрасте 82 лет, что в те времена считалось долгожительством.  Дочь унаследовала литературные гены отца, но её литература была духовного, религиозного содержания.  Известно, что она написала пять томов произведений, из которых к сожалению, сохранилс толькь один, в 507 страниц.

портрет дочери Лопе дэ Вега, Марселы, которая была монашкой затворницей в монастыре на соседней улице




Следующая за кабинетом комната- женская, "эстрадо", очень характерна для того времени, Золотого Века, имеет восточное происхождение. В комнате сделано возвышение - эстрада- на которую садились женщины по-турецки.  Эстрада делалась для того, чтобы женщины не садились на пол, особенно зимой. Из-за моды на широкие платья с деревянными кольцами на юбке сесть женщина могла только на пол. С 16 века эта комната всегда отводилась женщинам, здесь они шили, молились, читали , ну и конечно собирали и распространяли сплетни.


     Спальня, где умер писатель -самая маленькая комната в доме. Поражает маленький размер кровати в длину. В 17 века спали почти сидя,  потому что существовало поверье, что лежа горизонтально можно умереть во сне, более того горизонтальное положение напоминало о смерти и мертвецах.. В спальне есть маленькое окошечко, через которое Лопе дэ Вега смотрел на часовенку, на алтарь. Также он слушал мисы, которые служили там в то время, когда он болел и не мог подняться.


    Столовая и кухня находятся рядом. Всё типично испанское того времени, 17 века, керамика из Талаверы (провинция Толедо), котлы из Фландрии.
Столовая
Во времена Золотого Века (испанского) писатели в своих произведениях очень любили описывать блюда и застолья. Авторы того времени, как Сервантес, Гонгора, Кальдерон, Тирсо, Кэведо ну и,. конечно, Лопе многократно описывали застолье, еду, фрукты сладости.  Социальная значимость и экономическая ситуация  узнавалась через описание того, что ели.

   Что же ел Лопе?

На завтрак - торреснос (torreznos)- жареное сало, которое до сих пор подают к пиву как "тапас", конфитюр из кожицы апельсина в мёде и запивал агуардиенте (aguardiente)- самогонка достаточно хорошего качества, которую подают до сих пор.
     На обед - ойя подрида (olla podrida), рецепт этого варева  был звездой всех обедов в 17 веке:  овощи и зелень всего типа с мясом тоже разного типа, могли мешать в одной кастрюле свинину, курятину, куропатку и т.д. Не встречала  ни разу в ресторанах ойя подрида, забыли этот рецепт, наверное.
    На ужин - вареная спаржа со своего огородика, политая соком лимона и присыпаная перцем и яиц эскальфадос (escalfados).  Это в приготовленную воду с винным уксусом вбивают яйцо и ждут, когда оно свернетс, при этом вода не должна кипеть. Это блюдо тоже готовят до сих пор



по другую сторону от лестницы следует комната дочерей Лопе дэ Вега: Фелисианы (его наследницы) и Антонии Клары.


На третьем этаже, в мансарде, находятся еще три комнаты.
   Первая - это гостевая, в которой жил капитан Контрерас, самый авнтюристический и популярный  персонаж Испании.



 Рядом с этой комнатой находится комната прислуги и комната сыновей Лопе дэ Вега - Лопе Феликса и Карлоса Феликса.


Самая светлая комната, которую занимали два сына Лопе дэ Вега- Карлитос иЛопе Феликс, сын от его любовницы  Микаэлы Лухан, которого поэт забрал в свой дом.  В отсутствие сыновей комнату занимала его дочь Марсела, до того, как  ушла в соседний монастырь.


Кроватка для ребенка

           В кроватке лежит поясок-амулет, который одевали всем детям, чтобы защитить от  сглаза, болезней и смерти.


В доме нет туалетной комнаты. В те времена, даже самые шикарные дома не имели туалетной комнаты ни подобия унитаза. Свои нужды справляли в посудины типа ночных ваз (горшки обыкноенные) и ночью из окна выплескивали это на улицу, при этом кричала :"Агуа ба!", Т. е "Вода идет!" , чтобы заоздавшие прохожие не попали под ливень помоев.Так что можно представить улицы Мадрида того времени: грязь и вонь.  в 1639 году, уже после смерти поэта, градодержатели попытались урегулироть эту проблему и был издан приказ, что мусор нужно выбрасывать не через окна, а через двери и в определенные часы дня. За непослушание   4 года изгнания и штраф  хозяину дома и 100 плетей и 6 лет изгнания  для прислуги.

   

No hay comentarios:

Publicar un comentario