8/12/15

Мечеть Кордобы

Мечеть-Собор. Такое вот сочетание. Раньше имело два названия, сначала "Великая мечеть Кордобы" а потом, с 13 века "Санта Мария Мадре дэ Диос" (Святая Мария Матерь Божья). Мечеть является самым грандиозным архитектурным исламским монументом в Испании. С 1984 года явлется культурным Наследием ЮНЕСКО.
Фото не  моя. Мечеть с высоты птичьего полета

Главную мечеть столицы халифата начали строить в 785году. Постройку начал первый халиф Абдаррахман 1й на фундаменте вестготского храма Сан Висенте Мартир(мартир - мученик), который в свою очередь, был построен на развалинах римского храма, посвященног богу Янусу(двуликому Янусу). Хотя есть археолог-историк Игнасио Олагюэ ВидЭла, который в своей книге "Исламская революция на Западе" (1974г) предпологает, основываясь на раскопках, что Абдеррахман ничего не строил, уже существовал небольшой храм с лесом колонн. так как это не было присуще ни исламу ни католикам, предположили , что он служил для культа аррианам(ответвление христианизма, они считали, что Иисус-сын Божий, но не Бог).
Захожу в апельсиновый дворик.

Вход сюда бесплатный, многие  жители  срезают свой путь, проходя через дворик, чтобы не обходить всю огромную мечеть

По каналам тихо журчит вода


Первоначальное здание включало 11 нефов , перпендикулярных Апельсиновому дворику. Сын Абдеррахмана 1го, Аль Хасан завершил строительство мечети и соорудил минарет. После аль Хасана , Абдеррахман 2й удлинил мечеть, продлив нефы. Аль Хакам 2ой еще удлинил нефы, насколько позволила близость реки. Он же построил Михраб на стене Киблы, который мы видим до сегодняшнего дня. И, наконец Аль Мансур (Альмансор) расширил мечеть, увеличв молитвенный зал и Михраб оказался не в центре.

Вход в мечеть,  стоит 8 евро, фотографировать разрешено,но без трипода

Первое, что встречаешь на входе, лес колон. Это место - самое знаменитое, здесь толкутся фотографы всех мастей. Даже красивущий михраб не собирает столько народа, сколько вход в мечеть!
В итоге получилась мечеть площадью 23400м2 и с 1300 колоннами из мрамора, гранита и яшмы (хотя в русских изданиях говорится только о 800 колоннах, кто считает плохо - не знаю) и 365 арок, которые опираются на них.


Мечеть плохо освещена, поэтому некоторые фотографии прийдется мне продублировать фотографиями из инета
Одна из странностей мечети, то , что Кибла не имеет ориентровку на Мекку, а на 51?южнее. Так ориентировны практически все Андалуские мечети. Одна из версий: Кибла ориентирована на Родиину династии Омейядов -город Дамаск.

Сразу же возле входа в мечеть- собор самая старая часовня Сан Амбросио и Сан Сальвадор. Алтарь вырезан из дерева и позолочен
 
Часовня "Нуэстра сеньора дэ ля Консепсион",красный мрамор. В 1679 году ее стал строить  епископ Алонсо дэ Медина и Салисанес,большой приверженец непорочного зачатия. В этой же часовне он и похоронен вместе сдругими епископами.
Купол часовни, на котором изображены покровитель Кордобы Сан Асискло и Святая Виктория
К сожалению, в 1523 году Император Карлос 1й испанский и он же 5й Германский решил воздвигнуть среди колонн собор. Были как за так и против постройки собора внутри мечети. Для разрешения спора обратились к императору(внуку Католических королей) и он дал свое согласие на постройку собора. Несколькими годами позже он очень пожалел об этом, сказав знаменитую фразу:"вы разрушили единственное, что можно увидеть в мире и построили то, что можно увидеть везде" Строительство собора растянулось на 250 лет, поэтому собор содержит много архитектурных стилей, начиная с готики, платереск, эррериано, барокко.




Фргменты из раскопок церкви Сан Висенте Мартир , на основании которой была построена мечеть. Средний фрагмент -крест  с раковиной и буквами "альфа" и "омега" говорят о вестготском происхождении храма.


Попасть в Апельсиноваый дворик можно через Ворота Прощения (или Отпущения грехов- puerta del perdon), сооруженная в стиле мудехар. Колокольня, чья постройка приписывается Эрреро поглотила старый минарет, возведенный Абдаррахманом. Минарет Абдаррахмана послужил примером для минаретов Севийи, Рабата и Марракеша.


Заходим в дворик, засаженный в основном апельсиновыми деревьями. Раньше здесь мусульмне делали омовение перед тем как войти в мечеть. И дворик был засажен пальмами. Пройдя дворик и зайдя в мечеть попадаем в каменный лес, оазис, который располагает к уединению и молитве. Зайдя туда около 4 часов дня там было полупусто, но позже набежали толпы туристов, так что уже было не до уединения и философских мыслей.

Колонны. Лес колонн. 1300.Проходя между ними можно заметить, что все они разные. В старой части мечети вестготские и даже римские. Перекрывающие их арки с красно-белым рисунком скорей всего вдохновлены римским акведуком Мериды.

Фото не мое. Михраб
Михраб -самая роскошная часть мечети, где строители проявили всё своё мстерство.Искусство халифата в стремлении к возвышенному прибегает к элементам барокко в изящных пересекающихся арках, изрезанных каменными кружевами.



Кибла украшена вверху лепестковыми арками на фоне позолоченной мозаики и арабесок.

Внизу разворачивается альфис -большое панно, образец монументальных дерей арабского искусства. Среди орнаментов альфиса куфическая надпись золотыми буквами по синему фону - воспевание Аллаха. Подковообразная арка с характерной контрастной окраской каменных сводов опирается на четыре колонны- 2 красные и 2 зеленые., взятые из пероначального михраба Абдаррахмана II. Памятная надпись говорит, что эту красоту построил халиф Аль Хасан в 965 году. Цоколь сделан из мраморных плит с тонкой растительной резьбой.Интерьер михраба перекрыт куполом в виде раковины.

Максура достаточно хорошо освещена, над нейнаходятся 3купола, в то время как остальная частьмечети утопает в полутемноте. Здесь строители  столкнулись с одной проблемой: огромный купол на большой высоте.


фото не моё


центральный вход отделан с особой роскошью. Это и есть михраб,и самый красивый купол тоже над михрабом.

Мозаика, покрывающая большую часть поверхности михраба усиливает впечатление роскоши и богатства. Это произведение византийских мастеров, присланных их Константинополя императором Никифором Фокой, что свидетельствует о широких международных связях Халифата.


Справа находится максурах- место откуда халиф управляет религиозной службой, за максурахом узкий коридор ведет во дворец, позволяя властелину проходить в мечеть не смешиваясь с толпой народа.

Посреди леса колонн -чудо- христианский собор 16 века, представляющий интерес, несмотря на его странное расположение. Большой алтарь из красного мрамора с полотнами Паломино и две кафедры в стиле "чурригереск" впечатляют. Но большего всего впечатляет Хоры и скамьи работы севийского мастера Педро Дуке Корнехо 18 века.

часовня Кардинала Саласар,она же часовня Санты Тересы.





Купол часовни Санты Тересы (Саласар)

Ризница и зал Капитула хранят сокровищницу: Реликварии, чаши, Распятие из слоновой кости, приписываемое Алонсо Кано и великолепную дароносицу работы Арфе.

Дароносица дэ Арфэ. Заказ постсупил ювелиру в 1510 году и в 1518 ее уже несли на празднике Корпус Кристи - Тела Господня, который празднуется по четвергам между 40 и 50 днем после Пасхи.  Высота дароносица 2,68 м






Паутину видно только на  фотографии.


Доминиканец. Собака - символ Доминиканцев, их название и пошло от собаки: Домини (Бог)+кане (собака), Собаки Бога, самый фанатичный орден в Христианстве.

Алонсо Кано.  1502 год. Распятие, слоновая кость.

Сокровищница, реликарий. В этих коробочках- баночках хранятся мощи святых

На стенах, арках,некоторых столбах археологи нашли имена тех, кто хоть как-то был задействован в строительстве мечети и собора. На плиточках собраны подписи строителей: вестготских,  арабских, испанских


Часовня Дэль Саграрио. 1578 год. Фрески известного итальянского мастера Цезаря Арбасия. 1583 г, достаточно отреставрированные. На фресках изображены шесть святых, а также покровители Кордобы Сан Асискло и Санта Виктория

Фрагмент потолка часовни


Фото не моё.  Часовня дэль Саграрио.
 

  Подхожу к Собору, который расположен в центре мечети.


Фрагменты куполов и потолка в Соборе





  
ОргАн

Стулья в хоровой

Эементы резьбы на стульях в хоровой

Лампа в Соборе

Генрих Гейне.

Альмансор

Храм в Кордове тем известен,
Что столбов тринадцать сотен,
Неподъёмных, необхватных,
Его купол подпирают.

Купол, стены и колонны
Украшают изреченья
Из мудрейшего корана
И цветов живых орнамент.

Короли неторопливо
Возводили это здание,
Чтоб воздать Аллаху славу,
Но века всё изменили.

С башни, где мулла к молитве
Звал когда-то правоверных,
Звон колоколов христианских
Ныне тянется лениво.

Там, где ране правоверный
Воздавал хвалу Пророку,
Тянет ныне лысый попик
Мессу об унылом чуде.

Этот дом преображённый
Перед рядом пёстрых кукол
Источает благовоние
В тусклом свете жёлтых свечек.

В славном храме, что в Кордове,
Альманзор бен Абдуллаа
Тихо смотрит на колонны
И под нос себе бормочет:

- «Вас украсили, колонны,
Чтоб творить хвалу Аллаху,
Вы же служите смиренно
Ненавистным христианам.

Вы устроились удобно,
Груз несёте терпеливо,
Ну а те, кто послабее –
Успокоились быстрее.»

И склоняется главою
Альманзор бен Абдуллаа
Над гранитною купальней,
Той, что служит для крещенья.

2.
Быстро выйдя из собора,
Мчит на диком жеребце он,
Грязь из-под копыт роняя
И теряя шляпы перья.

Мчит он вдоль Гвадалквивира
По пути на Алколее,
Где миндаль цветёт роскошно,
Дивно пахнут апельсины.

Двух фазанов по дороге
Подстрелил весёлый рыцарь;
Он поёт, смеётся звонко,
Ему птицы подпевают.

В Алколее, в старом замке,
Живёт Клара де Альварес.
Граф, отец её – в Наварре,
А она свободе рада.

Бой литавр и фанфары
Альманзор на расстоянии
Слышит. И теней мелькание
Видит меж деревьев в парке.

В Алколее, в старом замке –
Бал. Несутся в танце пары.
Здесь всегда у Альманзора
Слава лучшего танцора.

Как на крыльях он порхает
Среди дам в огромном зале
И для каждой он находит
Нежный взгляд и комплименты.

Вот стремительно целует
Рыцарь ручку Изабеллы,
Вот уже перед Эльвирой
Он сидит, вздыхая томно.

Вышит плащ его крестами
Золотыми. Леонору
Вопрошает он с улыбкой:
- Как Вам нравится обнова?

Руку к сердцу прижимая,
Объясняясь в нежных чувствах,
Ровно тридцать раз за вечер
Говорит: - Клянусь Иисусом!

3.
В Алколее, в старом замке
Стихли звоны, стихли страсти.
Слуги спят, исчезли гости
И огни давно погасли.

Донна Клара с Альманзором
Лишь вдвоём в огромном зале.
Огонёк последней лампы,
Непогашенный, мерцает.

Возле кресла знатной дамы
На коленях бравый рыцарь
И к возлюбленным коленам
Голова его клонится.

В кудри розовое масло
Льёт красотка Альманзору
И втирает в кожу нежно –
Издаёт он вздох блаженства.

Нежным ртом его целует,
Пальцы в волосах играют,
Только лоб её высокий
Грусть немая омрачает.

Слёз поток сдержать не в силе,
Плачет дама огорчённо
И от локонов любимых
Отстраняется покорно.

А в его глазах – виденье:
В славном храме, что в Кордове,
Он псалмов внимает пенью
С головою обнажённой.

И огромные колонны
Корчат страшные гримасы,
Не желают быть опорой
И отчаянно трясутся,

И ломаются.
Бледнеют прихожане и священник
И несётся сверху купол
С христианскими святыми.

На очереди прогулка по улицам Кордобы.

No hay comentarios:

Publicar un comentario