14/9/15

Мадридский Пер-Лашез. часть I



    Сегодня будет печальная прогулка. Мадрид имеет свой Пер Лашез и сегодня моя прогулка по нему.


      Кладбище незаслужено игнорируется как туристами так и жителями Мадрида. Оно ничем не хуже Пер Лашеза, просто не расположено в центре города. Но если вы уж добралиcь до Пуэнте дэ Толедо, так перейдите его и совершите небольшую прогулку в 10 минут до ворот Церкви Сан Исидро и кладбища.



      Королевская Архикофрадия Сан Исидро возникла в 14 веке в виде маленького скита. Первые упоминания о ней датируются 1387г. Кладбище, которое расположено вокруг церкви, считается одним из старых в Мадриде. Оно возникло в 1811 году, когда король Хосе Бонапарт указом запретил хоронить в церквях. С самого начала кладбище было предназначено для важных персонажей из жизни Мадрида и Испании. Здесь похоронены аристократы, политики, военные высокого чина, артисты, торреадоры и те, кто имел много денег. Так как все были богатыми людьми, то и пантеоны заказывались достаточно знаменитым архитекторам, а скульптурные композиции знаменитым скульпторам.
 Кладбище состоит из 9-ти секторов (Патио - двор). Патио, о котором пойдет речь в этих очерках, называется Патио дэ ля Пурисима Консепсион (Patio de la Purisima Concepcion - Дворик Непорочного Зачатия ))) -это как бы так  - легко и весело - подходящее название для кладбищенского сектора).
   План этого Патио был разработан архитектором Франсиско Энрикесом Феррером в 1852 году и реализован спустя лишь 80 лет Хосе Нуньесом Кортесом.  Идея Энрикеса Ферррера была объединить растительность с архитекурой, этим создав романтическое кладбище.
   Используя склон, на котором находится кладбище, сделали сеть  узких каналов, которые  позволяют автополив деревьев. 
   Кипры, растущие на кладбище, оригинальные,  имеют более ста лет, поэтому этот "кипровый лес" находится под охраной.
    В различных частях кладбища попадаются пантеоны и скульптуры, на которых Гражданская война 1936-39 годов оставила свои отметины в виде  следов от пуль.

   Кладбище Сан Исидро еще называют AD ETERNUM – НАВСЕГДА. Те, кто попал на кладбище, остается здесь лежать навсегда. Останки не подлежат перезахоронению или переносу. На муниципальных кладбищах время от времени пересматривают могилы, и заброшенные «чистят» - останки переносят в братскую могилу, чтобы освободить место для следующего путешественника в вечность. 


  Церковь Сан Исидро. Алтарь с изображением Сан Исидро Лабрадор, где он совершает чудо:  На поле , где работал Исидро, приехал его работодатель и захотел испить воды. В поле, где работал Сан Исидро, не было ни колодца, ни источника, и тогда хозяин, в шутку, попросил сотворить чудо. Сан Исидро  совершает это чудо: появляется источник с чудодейственной водой. Этой воде приписыват целебные свойства и 15 мая, в день рождения Сан Исидро, здесь собираются толпы людей с канистрами и бутылками, чтобы набрать воды.

  в 1528 году этим водам приписали чудесное излечение короля Карлоса I и его сына Фелипе.

    На картине изображен Мадрид 16 века. Если всмотреться, то можно заметить, что города почти и не видно, эта церковь, которая сейчас находится почти в центре, в то время, была далеко за городом. Мадрид был маленькой деревушкой.

   Кипарисовая аллея, ведущая в старую часть кладбища.

Пантеон семьи Куадрадо и Арко. дверь была открыта, потому что с 27 октября по 3 ноября  проводятся экскурсии с гидом. Американцы заразили весь мир Хэллоуином, но в Испании этот праздник называется "всех святых". К 1 ноября все кладбища приводятсся в порядок и преображаются.

   Пришлось разбить фотографию на две части, мало места, отойти некуда.





  Этот пантеон знаменит тем, что его задействовали  в съемках двух сериалов:Гран Ресерва и Гран Отель.



   Внизу  на двери два факела перевернутые вниз - символ смерти, угасшей жизни. Таких символов очень много по кладбищу.

   Пантеон семьи Барбериа. Эта фотография не моя, моя получилась очень плохо, день был: солнце сквозь туман. Зато фото  внутри крипты - мои.  Гид сказала, что это первый раз, когда семья дала разрешение, чтобы показали пантеон.

  Входить было запрещено, но подойти к порогу и сделать фото было можно. Алтарь повторяет какую-то знаменитую картину какого-то знаменитого итальянского художника. Я, к сожалению, прохлопала ушами, пока делала фотографии.



В купол пантеона Барбери вставлены звезды из цветного стекла.












   Пантеон семьи Риваденейра, заброшенный, видно не осталось никого из родственников. Риваденейра - дипломат, политик, полиглот. Много лет проработал в странах Азии, собрал большой материал о народах, обычаях, традициях. Его называют испанским Левингстоном. Готовил энциклопедию про всех испанских писателей, живших до того времени,но внезапная смерть оборвала его труд.  Сын продолжил дело отца, но к несчастью, сын тоже вскоре умер, в возрасте 40 лет.



   Ниша Пепиты Тудо, знаменитой любовницы франсиски Гойи, а потом любовниц и жены Мануэля Годоя. Говорят, что на  картинах Мах, написанных Гойей, изображена  все-таки она, а не графиня Альба, которая к тому времени была уже достаточно больна и не могла позировать.



   Гойя писал эти картины по заказу Мануэля Годоя и висели они в личном кабинете  Годоя, куда не каждый имел доступ. Здесь маха лежит на хорошо застеленном диване, уложенным подушками, с хорошо сделанной прической.

  На этой картине маха после любви: простынь смята, подушки разбросаны, пряди волос выбились из укладки... Есть неплохая книга Лиона  Фейхтвангера "Гойя", где достаточно правдоподобно описаны переплетения любви, правда нельзя всю книгу принимать как исторические факты.




  пантеон семьи знаменитых торреадоров. На фото видно плохо, но на плите написаны восклицания торреадоров: "Оле! Оле!".



  Пантеон семьи Арманьяк



  Девушка с лопатой-символ трудолюбия. 
   Наша гид, молоденькая девушка с исторического факультета, расказала нам что для католиков очень важен момент сохранения тела после смерти, потому что в судный день встанут тела, а не души.



   Меркурий -мифологический бог, но также защитник дорог и коммерциантов.



   Слева -девушка с якорем. Якорь - символ надежды, надежды на воскрешение. Поэтому, увидев на кладбище якорь -не обязательно , что похоронен моряк. По кладбищу полно подобных фигур, опирающихся на якорь.



  Девушка с ребенком, просящая милостыню - символ милосердия, благотворительности.




  Крышка в склеп приподнята - родственники пришли навестить своих усопших.



  Пантеон семьи Саинс Эрнандес. В тот раз не разрешили зайти осмотреть  пантеон, хоть дверь была и приоткрыта, потому что недавно было захоронение и могли прийти родственники.  Внутри пантеона находится скульптура Virgen Dolorosa- Скорбящая Дева, скульптуру приписывают знаменитому скульптору Агустину Кэролю.  После того, как закончилась экскурсия по кладбищу, я вернулась к этому пантеону, чтобы сфотографировать эту Деву, дверь в пантеон была уже на замке, поэтому сделала фото через стекло.  



  Дева обоими руками прижимает к груди терновый венец, лицо выражает невыносимую боль по потере сына.
   Патеоны, пантеоны, пантеоны....








   Пантеон семьи Перинат. Очень примечательный пантеон не только своими размерами, но и Ангелами. Бронзовый Ангел, наверное единственный уцелевший после гражданской войны. До войны 1936-39 гг. на кладбище было очень много бронзовых фигур, но во время войны их поснимали в переплавку. Этого Ангела не смогли сбросить.






  А вот Ангелу, охраняющему вход  в пантеон, досталось по полной программе: не хватает рук, части правой ноги,одной груди.... Это был Ангел Тишины - указательный палец правой руки был приложен к губам: "Тсс, тишина!"  Существует одна-единственная фотография этого ангела полностью, уже установленного рядом с пантеоном. Эту фотографию показывают каждый раз группе, но просят не фотографировать ее, так как она (и копии) являются частной собственностью  в архивах Сакраменталя.  Говорят, что фотографию можно найти в Национальной Библиотеке Мадрида. Я попыталась это сделать через интернет, но потерпела неудачу. 
  Скульптуру этого ангела сделал сам Луис Перинат и Терри, который был архитектором и скульптором. Эта скульптура была отмечена дипломом на выставке - конкурсе скульпторов в Мадриде в 1906 году. Вот с этой выставки и сохранилась фотография целого ангела, который к сожлению не завоевал никакой премии.
   Когда у Луиса Перината умерла мать, он решил установить свою скульптуру на ступеньках пантеона.   Почему на ступеньках?  Похоронена мать, ангел выходит из пантеона, прикрывает за собой двери, этим разделяя два мира и начинает спускаться по ступенькам, приложив палец к губам: "Тсс" .Ангел просит тишины и уважения к усопшим.
    Кстати, кладбище Пер-Лашез в Париже имеет  могилу, на которой стоит еще одна работа Луиса Перината и Терри:




  Согласно традициям, мы все имеем своего Ангела-хранителя, который защищает, охраняет, заботится о нас. Поэтому на кладбище так много скульптур ангелов, которые заботятся о тишине и спокойствии тех, кто ушел в мир иной.
  
  "Святые Ангелы-хранители, не оставьте меня в последний час мой, ни в агонии, ни в смерти. Защитите  нас от нас самих, от нашей трусости и полости, от нашего эгоизма и жадности, о нашей зависти и недоверия, от нашего желания быть оцененным..."



  Интериор пантеона Перинат, фото через стекло.

2015 год. 
В этом году  для нас открыли пантеон, можно было подойти к порогу, заглянуть внутрь и сфотографировать.  До сих пор живы наследники маркиза Перината I, они-то и следят за чистотой и целостностью здания пантеона.







  Могила знаменитого испанского политика Антонио Маура, который довольно-таки успешно правил, но допустил ошибку и был безжалостно смещен со своего поста.



  Пантеон, прозванный в народе "торт"






  Понравилась мне могила инженера, кто он, не смогла прочитать, буквы покрыты плесенью. Взгляд инженера направлен в одну и ту же сторону с ангелом, у ангела в руке труба , для возвещения судного дня.  Опять встречается фигура побирушки- симмвола милосердия. Видны принадлежности инженерии того времени: шестеренка, наковальня, циркуль и еще что-то, съеденное временем.



 Могила "Фраскуэло"- знаменитого в  19 веке торреадора. 


    

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ


No hay comentarios:

Publicar un comentario