27/11/16

Кладбище Сан Исидро. Любовь.

    И как всегда, каждый год, когда на подходе День Всех Святых, 1 ноября, я иду на экскурсию по кладбищу Сан Исидро. Это единственное кладбище в Мадриде, где проводят экскурсии.





      В этом году  проводились экскурсии по двум тематикам: "Любовь" и "Наука". Первая , на которую я пошла , была про любовь, "Любовь движет миром" - говорят испанцы. Поэтому и 12 историй про любовь будут разные, как и сама любовь.

   Пантеон семьи Кальво (Familia Calvo)

Эмблематичный пантеон семьи Кальво виден издалека с Пасео дэ Толедо. Этот прекрасный пантеон был построен в неоготическом стиле в 1965 году, знаменитым архитектором  Педро Куартеро и скульптурные группы выполнены знаменитым скульптором  Хуаном дэ Авалос, скульптуры  в Долине Павших,( Valle de los Caidos), его работа.
     Этот Пантеон, как его здесь называют , "местный Тадж - Махал" был посторен и подарен Хосе Банусом (José Banús), своей жене Пилар Кальво(Maria del Pilar Calvo y Sanchez de Leon), даже чтобы после смерти находится вместе. Говорят любовь его к жене была безмерна, он признавался, что она была душой его всех грандиозных начинаний.  А начинания его более чем грандиозные, стоит перечислить его "работы". Это  строительство Долины Павших в Эль Эскориале (Valle de los Caidos en El Escorial), Строительство Пуэрто Банус (Puerto Banús), знаменитого на весь мир своими шикарными яхтами, на открытии которого в 1970г. присутствовали Принц Райнеро и Грейс из Монако, тогда еще принц Дон Хуан Карлос и Донья София, Лайза Минелли и магнат Онассис.  Также это два района в Мадриде: Баррио Эль Пилар (Barrio el Pilar) и Баррио дэ ля Консепсион (Barrio de la Concepcion). Парадоксально, но первым обитателем пантеона стал именно Хосе Банус, его жена присоединилась к нему через 8 лет.
     
   




На нижнем саркофаге  надпись: "Моему дорогому мужу Хосе 1984", верхний саркофаг - захоронение Доньи Пилар.
Саркофаги стоят на львах. В основном, чтобы показать свою принадлежность к "высшему" обществу, саркофаги ставят на львиные лапы, и только самые-самые (по внегласному закону) могут поставить саркофаг на целого льва, символизирующего честь , достоинство и защиту.



Пантеон герцогов Дэния

По бокам двери расположены барельефы Благотворительности и Веры, также выполненные Мариано Бенйюре

Если бы не экскурсия, я бы прошла мимо этого пантеона  и пропустила бы очень интересную историю. 
В этом пантеоне покоятся Донья Ангела Аполония Перес дэ Баррадас и Бернуй( 1827-1903), герцогиня Мединасели и маркиза дэ Лас Навас и её второй муж Луис дэ Леон и Катаумбер (1835-1904)

Портрет Графини дэ Мэдинасели в 1854 году, выплненный знаменитым испанским художником Мадрасо.
Графиня  в 1859 году, портрет работы Dubuffet.
       
Граф Луис Себастиан дэ Леон и Катаумбер, граф дэ Дения.
В возрасте 21 года (1848) герцогиня вышла замуж за Луиса Томаса Фернандеса Кордоба Понсе дэ Леон (Luis Tomas Fernández de Córdoba Ponce de León). Венчание произошло в церкви Сан Мартин в Мадриде, которая до сих пор существует на улице Desengaño на площади Santa Soledad Torres Acosta  Семья мужа была из могущественного практически во все времена семьи (клана) Мединасели, муж был XV герцегом Мединасели и вот его некоторые другие титулы, которые можно перечислять долго и нудно:
XI Marqués de Alcalá de la Alameda
XIII Duque de Alcalá de los Gazules
XVI Conde de Alcoutim
XLIX Conde de Ampurias
XI Marqués de Aytona
XLIII Vizconde de Bas
XXI Conde de Buendía
XLI Vizconde de Cabrerа
XII Duque de Camiña
XVII Duque de Cardona
XVII Conde de Cocentaina
XIV Marqués de Comares
XVI Marqués de Denia
XIII Conde de El Castellar
XVI Conde del Risco
XIV Duque de Feria
XIV Marqués de las Navas
XVI Conde de Los Molares
XI Marqués de Malagón
XVI Conde de Medellín
XV Duque de Medinaceli
XIX Conde de Osona
XVII Marqués de Pallars
XXIII Conde de Prades
 и это далеко не полный список его титулов. 
       Герцогиня Ангела была выдающейся женщиной второй половины XIX века. В ее доме, расположенном на площади Cortes, примерно там, где сейчас находится  Hotel Pаlace и монастырь Jesus de Medinaceli постоянно собирались видные деятели того времени, литераторы и политики, в большинстве своем либералы: Алонсо Мартинес, Кастелар, Романонес, Сорийя, Нуньес дэ Арсе, Эчегарай, Мойя, Граф Серральбо и другие.
   Граф Романонес её описывает так:" Я знал немало высокосветских женщин, и  не хочу их обидеть, но герцогиня Ангела дэ Мединасели была  уникальной среди них: она сочетала всё. Высокого роста, хорошо сложенная, притягивала взор не своим размером, а статностью, смуглая, с глазами цвета ореха, маленькими и с почти незаметным эстрабизмом, но полными благодати, с густыми бровями и коротким, но правильным носом, хорошо очерченный рот с небольшими усиками, которые придавали ей привлекательность. И в 70 лет на расстоянии она производила впечатление"
  Но в 1873 году внезапно в Париже умирает её муж, а вскоре и ее первый сын. Овдовев, Герцогиня получает титул I  герцогини Дэнии и Тарифы.  После этого она ведет достаточно замкнутую жизнь почти 20 лет. И вдруг в 1893 году новость как взрыв бомбы:  в 66 лет герцогиня Ангела выходит замуж за Луиса Дэ Леона и Катаумбер, который был младше её почти на 10 лет. Для того времени это было достаточно скандальная новость, которую долго обсуждали. Но Луис дэ Леон был безумно влюблён в свою жену, эта любовь была возведена почти в культ поклонения.
     Когда в августе 1903 года умирает герцогиня, герцог дэ Дэния хочет отдать ей последние почести, самые наилучшие. Поэтому он находит на кладбище Сан Исидро место, с которого открывается прекрасный вид на город.

Вид, который открывается от пантеона

 Он решает, что его любимая должна покоиться именно здесь и смотреть из вечности на эту красоту ( тогда еще не был построен стадион Атлетико дэ Мадрид, который портит весь вид). Проблема состояла в том, что на этом месте был расположен огромный крест, принадлежавший Архикофрадии Сан Исидро, и они долго не отдавали этот кусок земли под пантеон. Герцог дэ Дения всё время ходил в Архикофрадию почти ежедневно, надоедая им своими предложениями денег-вода камень точит- и они сдались! -  Так на этом месте появился пантеон дэ Дения.
   В 1904 году Герцог заказывает строительство пантеона Энрике Репуйес (Enrique Repulles), Королевскому архитектору того времени и Мариано Бенйюре (Mariano Benllure), знаменитому скульптору. К сожалению, герцог не смог увидеть оконченный пантеон, он умер в этом же, 1904 году, пережив свою любимую жену на 13 месяцев.
   Пантеон представляет собой срезанную пирамиду, которая служила основанием для великолепной скульптурной группе, выполненной Мариано Бенйюре.  В основании два  бронзовых ангела возносят тело графини из белого каррарского мрамора вверх, к небесам по спирали. Эта группа сливается с другой группой из четырех ангелов,которые держат гроб, из которго улетает душа в вечность, два ангела держат крест. Вся фигура была высотой  6 метров.
     К сожалению это великолепие не дожило до наших дней, как и очень красивые бронзовые лампы, висевшие внутри пантеона, и бронзовые саркофаги, сверху которых были расположены мраморные фигуры герцогини и герцога, и от которых остались только словесные описания.  Во время Гражданской войны в Испании со всего кладбища были сняты все бронзовые вещи: скульптуры, таблицы, лампы и подсвечники.
 




фотография Пантеона до 1936, когда была снята бронзовая скульптурная группа 

       
Эскиз пантеона

Мариано Бенйюр представляет свою скльптурную группу.  1914 год
Внутри пантеон отделан серым мрамором.
 

   Под окошком, которое называется здесь "светлячок" или "фонарик" расположена статуя Христа на кресте. Эта скульптура была заказана сыном герцогини Мариану Бенйюру в 1915 году. Эта скульптура больше знаменита под названием "Расстрелянный Христос"(Cristo fusilado).  Во времена гражданской войны самым любимым место для перестрелок были кладбища из-за удобства прятаться. Также очень пострадал и пантеон гецогов Дэния. Шальная пуля "ранила" Христа. Оказались разбитыми до неузнаваемости лица мраморных фигур герцогов.
   Скульптура Иисуса Христа сделана таким образом, что от входа в пантеон не видно лица, его скрывают упавшие волосы. Но можно хорошо рассмотреть лицо Иисуса только подойдя почти вплотную к его ногам, почти касаясь их губами, целуя их.
"Расстрелянный" Иисус, рана от пули




Фигуры из каррарского мрамора, сильно разбиты пулями

Украшение пантеона

Могила Пепиты Тудо

 О ней я писала уже в "Мадридский Пер-Лашез. Часть I" А сейчас - о любви!!!

    Достаточно неординарная личность  в истории Испании. Те, кто читал книгу Лиона Фейхтвангера "Гойя" знаком уже с Пепитой Тудо, но не всё в книге правда, но ведь она и не претендует на документальную историю.
   О жизни Пепиты Тудо можно писать  очень долго и разное, но попробую  "выжать" главное и интересное из всех тех блогов, газетных статей и легенд, которые бродят по Испании.  Одно точно: имя Пепиты неразрывно связано с именем её любовника, а потом мужа , премьер -министром Мануэлем Годоем.
           Мария  Хосефа Петра Франсиска дэ Паула дэ Тудо и Каталан Алемани и Луэсия, в простонародье Пепита Тудо и  Сеньора Донья Хосефа Тудо и  Каталан, как значится на забытой до недавнего времени всеми лапиде на нише.



      
   Она родилась в 1779 году. Местом её рождения называется как Малага так и Кадис, в этом историки не могут сойтись. Отец её был военным, а последние годы своей жизни  занимал пост руководителя Ретиро ( сейчас огромный красивый парк в центре Мадрида за музеем Прадо), но рано умер, когда Пепите было 16 лет. По всей видимости они жили в доме, который принадлежал Годою,  и к которму обратилась мать Пепиты за задержанной выплатой по вдовству.  Скорее всего, они уже знали Годоя до того, как он стал премьер-министром и приближенным короля.
    Когда Годой впервые  обратил внимание на Пепиту, обладающую шармом и грацией, он уже устал от  легкомысленных графинь, непристойных мах и амбициозной любви  королевы Марии Луизы дэ Пармы, устал от Мадрида, где постоянно возникали заварушки и царила безответственность, где абсолютистский режим старался убить любое новое веяние в зародыше, но уже действовал скорее по инерции и новое расползалось среди всех слоев населения.  

Мануэль Годой

    Была ли встреча Пепиты и Мануэля Годоя случайна или нет, можно гадать долго, но достоверно известно, что сначала она ему отказала.  Но по прошествию нескольких дней она вдруг открывает ему двери.  Знаменитый испанский драматург того времени, Леандро Моратин (El si de las niñas -Когда девушки говорят "да", El viejo y la niña- Старик и девушка), в своем дневнике в апреле 1797 года оставит запись о том, что он встретил Мануэля Годоя в политическом и любовном  апогее . Дело в том, что Мануэль Годой был помолвлен с двоюроднрй сестрой короля, Марией Тересой Дэ Борбон и Вийябрига и свадьба состоялась в октябре того же 1797 года.  

Мария Тереса дэ Борбон и Вийябрига

О жизни Мануэля Годоя.

Годой был амбициозным человеком, его историю жизни достаточно хорошо знают в Испании,  во времена своего правления он в народе полуил прозвище Эль Чорисеро (El Chоrisero - Воришка),хотя  в кругу их семьи по восходящей линии стараютя стереть нестираемое и оправдать неоправдываемое.
  В 1787 году непонятно каким образом он поступает в личную гвардию короля, Guardia de Corps.  Дело в том, что в 1784 году он только приехал в Мадрид, его род не знатен, но он готовится вступить в военное учреждение на королевскую службу, на которую поступали с большим трудом, потому что там было всего 1000 мест и набирали только знать. В 1788  происходит несчастный случай, который стал счастливым билетом для Годоя. Эскольтируя королевскую чету, он упал с лошади и немного повредил ногу. Мария Луиса заинтересовалась молодым человеком и взошла звезда Мануэля Годоя. Он стал не только фаворитом, приближенным, любовником королевы, но еще и советником короля, можно сказать премьер-министром, получил титулы, земли, деньги и власть. Многие историки сходятся в том, что он был первым диктатором в Испании. Это все происходит в период с 1788 по 1792 год!

    







ПРОДОЛЖЕНИЕ БУДЕТ !







No hay comentarios:

Publicar un comentario